Снятие
1 Снимите головку блока цилиндров, см. соответствующую главу.
2 Снимите, если не были демонтированы ранее, впускной и выпускной коллекторы.
Внимание! На автомобилях с бензиновым двигателем SR20DE при снятии коллекторов болты их крепления следует вывинчивать в порядке возрастания нумерации (см. иллюстрацию)
8.2 Автомобили с бензиновым двигателем SR20DE. Вывинтите болты крепления в пускног о и выпускного коллекторов, действуя в порядке возрастания нумерации
А — болты креплений выпускного коллектора
В — болты крепления впускного коллектора
3 Вывинтите болты крепления и снимите звездочки с распределительных валов. На автомобилях с дизельным двигателем с распределительного вала следует снять переднюю и заднюю шестерни.
4 Вывинтите болты крепления крышек подшипников распределительных валов и снимите валы, а также коромысла 3 и толкатели 1, обозначив их, чтобы при сборке установить на прежние места (см. иллюстрацию).
8.4 Снимите коромысла 3 и толкатели 1
2 — регулировочная шайба коромысла 4 — направляющая коромысла
Внимание! Бензиновые двигатели GA16DE, QG18DE комплектуются тарельчатыми; а бензиновый двигатель SR20DE и дизельный CD20T — гидравлическими толкателями.
Внимание! Снятые гидравлические толкатели устанавливайте вертикально в емкость с чистым моторным маслом. Это особенно касается гидравлических толкателей, устанавливаемых на бензиновых двигателях SR20DE. Их конструкция такова, что попавший в напорные камеры толкателей воздух не удаляется при запуске двигателя и толкатели будут стучать.
5 Сожмитес помощью съемника 1 для клапанов их пружины, а затем пинцетом извлеките сухари (см. иллюстрацию).
8.5 Сожмите с помощью съемника 1 для клапанов их пружины, а затем пинцетом извлеките сухари
6 Снимите съемник, снимите пружины клапанов и извлеките клапаны.
Высота кулачков |
Номинальное значение |
Допустимый износ |
Двигатель GA16DE |
||
Распределительный вал впускных клапанов |
39,380 — 39,570 мм |
0,2 мм |
Распределительный вал выпускных клапанов |
39,880 — 40,070 мм |
0,2 мм |
Двигатель SR20DE |
||
Распределительный вал впускных клапанов |
37,775 мм |
0,2 мм |
Распределительный вал выпускных клапанов |
37,404 мм |
0,2 мм |
Двигатель QG18DE |
||
Распределительный вал впускных клапанов |
40,610 — 40,800 мм |
0,2 мм |
Распределительный вал выпускных клапанов |
40,056 — 40,245 мм |
0,2 мм |
Двигатель CD20T |
||
Распределительный вал впускных клапанов |
48t70 — 48,75 мм |
|
Распределительный вал выпускных клапанов |
49,15-49,20 мм |
7 Снимите с направляющих втулок клапанов маслоотражательные колпачки, воспользовавшись соответствующим приспособлением, например, KV10107902 или подходящими клещами, и извлеките направляющие втулки клапанов (см. иллюстрацию) .
8.7 Снимите с направляющих втулок клапанов маслоотражательные колпачки
Внимание! Повторная установка снятых колпачков не допускается. Их следует заменить на новые.
Внимание! Демонтированные детали укладывайте в последовательности снятия, чтобы облегчить сборку
9 Осмотрите распределительные валы и измерьте микрометром 1 их кулачки. Если высота кулачков меньше номинальной, то распределительный вал следует заменить на новый (см. иллюстрацию).
8.9 Осмотрите распределительные валы и измерьте микрометром 1 высоту их кулачков
10 Уложите распределительный вал в призмы на проверочной плите и проверьте биение вала с помощью индикатора стрелочного типа(см. иллюстрацию). Максимальное допустимое биение распределительного вала составляет 0,10 мм для бензиновых двигателей и 0,05 мм — для дизельного. При превышении этого значения вал подлежит замене на новый.
8.10 Уложите распределительный вал в призмы на проверочной плите и проверьте биение вала с помощью индикатора стрелочного типа
11 Осмотрите крышки подшипников распределительного вала и убедитесь, что их рабочие поверхности не имеют задиров, повреждений и не изношены, а также проверьте внутренний диаметр подшипников нутромером 1, установив крышки подшипников на головку блока цилиндров (см. иллюстрацию).
8.11 Осмотрите крышки и проверьте внутренний диаметр подшипников нутромером 1
12 Измерьте наружный диаметр шеек распределительных валов и по разнице между внутренним диаметром крышек подшипников и наружным диаметром шеек распределительного вала определите зазор подшипников (см. иллюстрацию).
8.12 Измерьте наружный диаметр шеек распределительных валов
Внимание! Измерить рабочий зазор подшипников распределительных валов можно также с помощью калиброванной пластмассовой проволоки (метод «Plastigage»).
Двигатель |
Номинальное значение |
Предельно допустимое значение |
GA16DE |
||
-впускные клапаны |
0,020-0,050 мм |
0,1 мм |
— выпускные клапаны |
0,040 — 0,070 мм |
0,1 мм |
SR20DE |
||
— впускные клапаны |
0,020-0,053 мм |
0,08 мм |
— выпускные клапаны |
0,040 — 0,073 мм |
0,1 мм |
QG18DE |
||
-впускные клапаны |
0,020 — 0,050 мм |
0,1 мм |
— выпускные клапаны |
0,040 — 0,070 мм |
0,1 мм |
CD20T |
||
— впускные клапаны |
0,1 мм |
|
-выпускные клапаны |
0,1 мм |
|
Номинальная ширина фаски клапанов |
||
Двигатель |
Номинальное значение |
|
GA16DE |
||
— впускные клапаны |
1,06 — 1,34 мм |
|
— выпускные клапаны |
1,20 — 1,68 мм |
|
SR20DE |
||
— впускные клапаны |
1,385-1,401 мм |
|
— выпускные клапаны |
1,385 — 1,401 мм |
|
QG18DE |
||
— впускные клапаны |
1,06 — 1,34 мм |
|
— выпускные клапаны |
1,20- 1,68 мм |
|
На поверхность опорных шеек кладутся отрезки 1 калиброванной пластмассовой проволоки, а затем устанавливаются распределительный вал и крышки подшипников, болты которых затягиваются.
После этого крышки снимаются и, пользуясь шкалой на упаковке, по сплющиванию проволоки определяют величину зазора (см. иллюстрацию 8.12а).
8.12а Проверка рабочих зазоров подшипников распределительных валов с помощью калиброванной пластмассовой проволоки 1
Внимание! Если полученное значение рабочего зазора подшипников превышает предельно допустимое, то рекомендуется сравнить значение диаметра отверстия в корпусе подшипников и наружный диаметр опорных шеек распределительного вала с номинальными значениями, чтобы определить, что надлежит менять: распредели тельный вал или же головку блока цилиндров и подшипники«
13 Измерьте диаметр стержней и направляющих втулок клапанов с помощью микрометра и индикатора, чтобы определить их зазор (см. иллюстрацию).
8.13 Измерьте диаметр стержней и направляющих клапанов с помощью микрометра и индикатора и определите их рабочий зазор
Рекомендуется во избежание неточностей и ошибок измерять диаметр стержней и направляющих втулок клапанов в нескольких местах. Если зазор превышает допустимые значения, то клапан и его направляющую втулку следует заменить (см. таблицу)
Номинальные значения зазора подшипников распределительного вала |
||
Двигатель |
Номинальное значение значение |
Предельно допустимое значение |
GA16DE |
0,045 — 0,086 мм |
0,15 мм |
SR20DE |
0,030 — 0,071 мм |
0,15 мм |
QG18DE |
0,045-0,086 мм |
0,15 мм |
CD20T |
0,045 — 0,086 мм |
0,15 мм |
14 Почистите клапаны, чтобы удалить с них нагар и иные отложения.
15 Осмотрите клапаны и убедитесь, что они не изношены, не прогорели и не искривлены. При обнаружении подобных дефектов клапан следует заменить.
16 Измерьте толщину тарелки клапана. Если её остаточная толщина меньше допустимых значений, то клапан подлежит замене.
17 Убедитесь, что стержни клапанов не согнуты и не имеют иных дефектов,
18 Проверьте седла клапанов и убедитесь, что они имеют плотную посадку по всему периметру.
19 Проверьте состояние пружин клапанов, ее искривление и длину с помощью угольника, установив их на ровную поверхность (см. иллюстрацию).
8.19 Проверьте состояние пружин клапанов, ее искривление и длину с помощью угольника, установив их на ровную поверхность
Бензиновые двигатели GA16DE, QG18DE комплектуются тарельчатыми, а бензиновый двигатель SR20DE и дизельный CD20T — гидравлическими толкателями.
20 Осмотрите тарельчатые и гидравлические толкатели и при обнаружении на них канавок или иных механических повреждений замените их на новые (см. стрелки на иллюстрации).
8.20 Осмотрите толкатели и при обнаружении на них канавоки ли иных механических повреждений замените их на новые (см. стрелки)
А – тарельчатый толкатель
Б – гидравлический толкатель. Бензиновый двигатель SR 20 DE
В — гидравлический толка гель. Дизельный двигатель CD 20 T
21 Измерьте отверстия под толкатели в головке блока цилиндров и наружные диаметры толкателей и определите люфт. Если люфт больше допустимых значений, то толкатель или головка блока цилиндров подлежит замене (см. иллюстрацию).
8.21 Измерьте отверстие под толкатели в головке блока цилиндров и наружный диаметр толкателя и определите люфт