Стартер — снятие, разборка, проверка и установка
Комплектация автомобилей NISSAN выполняется стартерами разного типа, например, M70R, S114-800B, S13-305, S114-800A, S114-871 и разной мощности (см. иллюстрации 3.0, 3.0а, 3.0б). Возможна комплектация автомобиля стартером с прямой передачей или с понижающей передачей.
3.0 Стартер M70R
1 — тяговое реле
2 — рычаг
3 — крышка
4 — обгонная муфта
5 — вал муфты
6 — кольца понижения передаточного числа
7 — прокладка
8 — якорь
9 — упорные кольца
10 — обмотка статора
11 — щеткодержатель
12 — задняя крышка
13 — стяжные болты
3.0а Стартер S114-800B
1 — рычаг
2 — регулировочная шайба
3 — тяговое реле
4 — внутренняя шестерня
5 — планетарная шестерня
6 — вал обгонной муфты
7 — задняя крышка
8 — щеткодержатель
9 — щетка (-)
10 — щетка (+)
11 — якорь
12 — статор
13 — шестерня
14 — корпус
15 — стяжные болты
3.0б Стартер S13-305
1 — держатель подшипника
2 — шестерня
3 — обгонная муфта
4 — возвратная пружина
5 — упор вала обгонной муфты
6 — стопорное кольцо
7 — корпус
8 — регулировочные шайбы
9 — зажим
10 — рычаг
11 — тяговое реле
12 — якорь
13 — обмотка статора
14 — статор
15 — щетка (-)
16 — пружина щетки
17 — щетка (+)
18 — щеткодержатель
19 — задняя крышка
20 — стяжные болты
Снятие
1 Отсоедините клемму провода «массы» (-) от отрицательного полюса аккумулятора.
2 Отсоедините подающий воздуховод.
3 Отсоедините провода от клемм 50 и 30 стартера.
4 Вывинтите болты крепления стартера (см. иллюстрацию).
3.4 Вывинтите болты крепления стартера
5 Отсоедините штекер, которым стартер соединен со жгутом основных проводов
6 Вывинтите болты крепления опорного кронштейна выпускного коллектора, отсоедините его и снимите стартер, действуя из-под автомобиля.
Проверка стартера без снятия
7 Переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Рычаг управления автоматической коробкой передач поставьте в положение «Р».
При проведении данной проверки аккумулятор должен быть полностью заряжен.
8 Перемкните на короткое время вспомогательным проводом клеммы М (толстый (+) провод) и S (тонкий провод, идущий к замку зажигания) стартера. Шестерня стартера должна выдвинуться вперед, а сам стартер — запуститься, Если этого не происходит, снимите стартер и снова проверьте его.
9 Снимите стартер и повторите его проверку, подсоединив его к аккумулятору. В качестве соединительных проводов от аккумулятора к стартеру можно использовать провода для запуска двигателя от вспомогательного аккумулятора.
Если в ходе и этой проверки шестерня стартера не выходит вперед, то тяговое реле снимите со стартера и замените на новое.
10 Отсоедините провод обмотки стартера от вывода М тягового реле и подсоедините к нему и клемме S вспомогательные провода от аккумулятора. Если шестерня тягового реле не выдвигается, то тяговое реле замените.
Внимание! Эту проверку следует выполнять в течение не больше 10 сек, чтобы не допустить перегорания обмотки.
11 Подсоедините вспомогательные провода от аккумулятора к клемме S и к корпусу стартера.
12 Выдвиньте шестерню тягового реле до упора рукой. Если после отпускания шестерня втягивается, то имеет место обрыв обмотки и тяговое реле подлежит замене.
Внимание! Эту проверку также следует выполнять в течение не больше 10 сек, чтобы не допустить перегорания обмотки.
Внимание! Проверку тягового реле можно выполнить с помощью омметра, подсоединив его к клемме S и к корпусу стартера. Если омметр не регистрирует сопротивления, то реле подлежит замене.
13 Подсоедините омметр к клеммам S и М. Если омметр не регистрирует сопротивления, то реле подлежит замене (см. иллюстрацию).
3.13 Проверка стартера
14 Разберите стартер, если необходимо, почистите его детали. Обгонную муфту и её шестерню можно протереть смоченной в моющем растворе щеткой, а затем вытереть насухо.
Внимание! Не допускается чистка деталей стартера растворителями.
15 Осмотрите шестерню и убедитесь, что её шлицы не изношены, а обгонная муфта вращается плавно, без заеданий и только в одном направлении. В противоположном направлении муфта не должна вращаться. В противном случае муфта подлежит замене (см. иллюстрацию).
3.15 Осмотрите шестерню и убедитесь, что её шпицы не изношены, а обгонная муфта вращается плавно, без заеданий и только в одном направлении
16 Осмотрите коллектор и при необходимости отшлифуйте его наждачной бумагой 1 соответствующей зернистости, зажав якорь в тиски (см. иллюстрацию).
3.16 Осмотрите коллектор и при необходимости отшлифуйте его наждачной бумагой 1 соответствующей зернистости
17 Измерьте штангенциркулем 2 диаметр коллектора 1 (см. иллюстрацию). В зависимости от типа стартера минимальный остаточный диаметр коллектора не должен быть менее 28,8 — 35,5 мм. В противном случае якорь замените.
3.17 Измерьте штангенциркулем 2 диаметр коллектора 1
18 Проверьте якорь на отсутствие пробоя, подсоединив омметр к двум рядом находящимся ламелям " коллектора, а также к ламели и валу якоря (см. иллюстрацию). Если омметр регистрирует сопротивление, то якорь подлежит замене.
3.18 Проверьте якорь на отсутствие пробоя, подсоединив омметр к двум рядом находящимся ламелям коллектора, а также к ламели и валу якоря
19 Проверьте щеткодержатель омметром на отсутствие пробоя (см. иллюстрацию). Если омметр показывает бесконечность, то щеткодержатель в норме. Замените щеткодержатель, если он деформирован.
3.19 Проверьте щеткодержатель омметром на отсутствие пробоя
20 Проверьте длину угольных щеток и при необходимости замените их на новые, припаяв к ним соединительные провода.
21 Соберите стартер и установите его на монтажное место.